
Лекция для йогов, Лондон, Великобритания , 27 сентября 1980 года
Список всех годов
Список всех лекций 1980-го года
• Пять способностей, получаемых от Ганеши, и три способности, получаемых от Ади Шакти (Лекция для йогов, Борди, Индия, 27 января)
• Если вы не пробудите Христа в Аджна-чакре, тогда все, что с Ним связано, будет просто спектаклем (Пасхальная пуджа, Лондон, Великобритания, 6 апреля)
• Летаргия прекращает ваш прогресс и возникает из-за того, что материя доминирует над Духом (Лекция для йогов, Лондон, Великобритания, 27 сентября)
![]() ![]() Текст лекции Шри Матаджи на этой странице не прошел полную рецензию редактора сайта на наличие орфографических, стилистических и других ошибок. Текст взят из других источников и размещен с минимальной обработкой из-за недостатка времени для его редактирования. Автор полагает: "Лучше разместить сырой текст, чем никакой", но при этом не отказывается от ответственности за его размещение. |
Нижеприведенная лекция была прочитана в приватной беседе с коллективом учеников, а потому для соблюдения этических норм здесь приводятся только фрагменты.
Я говорила уже об успешном туре и хотела бы, чтобы вы услышали это сегодня перед тем, как я начну лекцию. Но вчера я говорила на две темы о том, что нужно понимать, и что мы должны сделать в Англии. Каждая страна имеет свои собственные проблемы, и мы, на самом деле, впитываем эти проблемы.
Дело в том, что наша работа распространяется очень быстро, и люди хорошо присоединяются к ней. Я обнаружила, что в Европе почва гораздо более плодородная, к удивлению, и как только люди получают Реализацию, то становятся фантастическими. Я хочу сказать, что они думают, будто это что-то такое, чего они ожидали. Они понимают Сахаджа-йогу гораздо лучше, чем мы сами понимали. Хотя ваша Кундалини и поднимается очень высоко, я видела это, но прогресс у вас не столь хорош.
Как я говорила, главная проблема нашей страны заключается в летаргии, и это мы должны каким-то образом преодолеть. Эта летаргия, на самом деле, является сатанинской силой, эта летаргия идет только от материи. Она возникает из-за того, что материя доминирует над Духом, но она, на самом деле, сатанинская, потому что прекращает ваш прогресс, а этого следует избегать. И чтобы уйти от этого, нужно быть, на самом деле, бдительным по поводу нее, наблюдать, как она вкрадчиво проникает в вас.
Кришна говорил, что наихудшим злом этого мира является "аласья", что означает "летаргия". "Аласья пиджайете", то есть "все происходит от аласья". Согласно Ему, вначале в нас входит летаргия, и из-за нее мы становимся порочными. И мы также уходим на правую сторону из-за летаргии, потому что поступаем так для того, чтобы избежать летаргии. Итак, согласно Ему, все начинается с летаргии, а затем человек теряет суть жизни из-за летаргии, а это очень важно.
Итак, наша реальная проблема - это летаргия, потому что Сахаджа-йога, как мы говорим, является крийя. Вы не должны ничего делать, не нужно прилагать усилий, все получается без усилий, спонтанно, поэтому мы думаем, что все для нас будет прорабатываться спонтанно. Но только Кундалини пробуждается спонтанно в первый раз, не во второй раз, только в первый раз. Я должна сделать это, или моя фотография должна сделать это, но после этого вы должны работать, вы должны поддерживать свою Кундалини на плаву, вы должны понимать, в чем ваши проблемы, куда вы идете. Я хочу сказать, что индивидуально каждый из вас является произведением искусства, но из-за летаргии вы покрыты тучами, вы изолируетесь, уединяетесь. Кроме того, летаргия дает вам эго, потому что на любого, кто бросает вызов летаргии, вы набрасываетесь, вам не нравится такой человек.
Но даже у тех, у кого нет летаргии, внимание не на духовном развитии. Они заботятся, как я рассказывала вам вчера, о чем-то другом, что не важно для духовной жизни. Мы обращаем слишком много внимания на что-то другое, а не на свою духовную жизнь. Почему? Почему мы обращаем больше внимания на материальное, на материальные удобства, на материальные достижения, на материальные навязчивые идеи? Мы должны думать о том, почему не уделяем должного внимания своему духовному восхождению. Причина в том, что мы отождествлялись с материей, проходили через этот этап, думали, что у нас должно быть материальное развитие. Так мы получили промышленное развитие, создали общество, над которым доминирует производство, так появились машины. Мы видим, что машины стали доминировать над нами. Мы хотели неправильно отождествлять себя с этими механизмами. Машины также дали нам летаргию, потому что мы пользуемся изготовленными промышленностью предметами, наши руки не работают, они стали глухими, мы потеряли всяческую способность работать руками, мы можем ездить только на автобусе или в автомобиле, мы совсем не хотим ходить пешком.
Эта механизация и слишком большое использование материи сделало нас самих чем-то вроде материи. Мы стали материей, так что не можем жить без нее, мы настолько отождествляли себя с ней. И если после Реализации вы все еще отождествляете себя с материей, тогда ваша Реализация замедляется, поэтому нужно понять, нужно полностью осознать, что материя совершенно вторична.
Конечно, не получив для себя тела, вы не сможете получить Реализации, у вас должно быть тело. Но грубое тело не имеет значения. Для нас важна тонкая материя, как важен этот горящий свет, или вода в океане, или открытое небо, например. Здесь небо не совсем хорошее, но, если вы поедете в деревню, там оно лучше. Или, например, Мать-земля. Я не знаю, какова она здесь, но в определенных местах Индии Мать-земля очень сильно впитывает наши материальные отождествления.
Итак, материя отождествлялась с нами, мы используем ее, живем с ней, поэтому для нас так легко вернуться в тот же материальный этап, и мы попадаем в него. Мы больше обращаем внимания на него. И если я говорю больше не обращать внимание на это, тогда вы более тонким образом идете в другую сторону, вы буквально прыгаете в пороки, я бы сказала, или неопрятности, нечистоты, грязи, неправильное распоряжение чем-то. Так что из одной крайности вы попадаете в другую. Будучи же в центре, мы должны понять, в чем состоит материя, и затем мы должны стараться отождествлять себя с нашим Духом.
Давайте рассмотрим, что такое материя, и что создается из материи. Материя, вы знаете, создана из пяти элементов. Вы знаете эти пять элементов, из которых сделано наше тело. И эти пять элементов находятся на правой стороне людей, и они или толкают вас на левую сторону, или тянут на правую. Я бы сказала, что, когда вы начинаете использовать материю, тогда постепенно становитесь летаргичными, становитесь ее рабами. Это формирует привычку. Если вы пользуетесь стулом, тогда вы не можете сидеть на земле, если вы привыкли к комфортной жизни, то не сможете жить без удобств, привычка порабощает вас.
Кроме того, если вы пытаетесь пересилить материю, становитесь слишком активными с материей, делаете все правильно и хорошо, тогда ваше эго развивается. И тогда вы прибегаете к насилию, потому что, если вы больше производите, то должны прибегать к насилию, а иначе вы не представляете себе, как это все можно продать. Вы становитесь агрессивным бизнесменом или страной, которые стараются продавать материю, стараются взять верх над другими странами с помощью своих материальных достижений. Так посредством насилия вы продвигаетесь вперед, а затем вы становитесь материалистами, а у материалистичных людей нет сердца, оно просто высыхает. Они понимают только деньги и деньги, они не идут дальше этого.
Слишком большая привязанность к деньгам также материалистична, излишняя трата денег также материалистична, а хуже всего неправильное использование денег. В вашей природе быть материалистом, вы начали с этого, такова человеческая природа, потому что люди начали с материи. Но и восхождение также является человеческой природой. Как естественно быть животным, так даже более естественно быть сахаджа-йогом. Все это является частями природы, но вопрос в том, каким путем вы пойдете. Вы можете подниматься по лестнице или спускаться вниз. Если вы хотите идти вверх, то должны смотреть вверх.
Эти пять элементов создают шесть чакр внутри вас. И когда они создают эти чакры, то тем самым дают нам поддержку, чтобы мы имели асаны для Божеств, то есть сиденья для Божеств, чтобы Божества смогли войти в нас. Они важны, но если вы предлагаете Божеству сиденье, то не дадите Ему какое-то грязное сиденье, вы дадите Ему лучшее сиденье из имеющихся. Другими словами, когда вы используете материю, вы должны убедиться, сколь она благоприятна, должны знать благоприятность предметов, которыми пользуетесь. Мы же покупаем любую одежду, любые предметы.
По возможности пользуйтесь своим вибрационным сознанием при покупке, чтобы знать, что вы покупаете. Это должно хорошо выглядеть, потому что красота и благоприятность идут рука об руку, это не что-то разное. Красота дает радость вашему Духу, и благоприятность так же дает радость вашему Духу. Вся другая красота не является красотой, поэтому сахаджа-йогу необходимо использовать только благоприятную материю, какова бы она ни была. Она является важной материей, и нужно всегда поддерживать ее на высшем уровне.
Например, моя фотография очень благоприятна, тогда вы не должны зарывать ее в землю, не должны топтаться по ней. Должна определяться критерии благоприятности. Вы сейчас являетесь святыми, поэтому ваша одежда очень важна. Вы - святые, понимаете ли вы это? Понимаете ли вы, что вы должны обладать самоуважением? Вы сейчас - святые. Что за одежду вы носите? Вы - не бродяги, не скитальцы на улице, поэтому вы должны носить приличную одежду. Я говорю каждому из вас, что вы должны носить что-то достойное. Одежда должна быть величественной, потому что вы - сейчас святые, вы больше не являетесь личностями, слоняющиеся по улице, но вы - святые, избранные Богом. Ваша одежда не должна быть абсурдной или какой-то странной, но должна давать вам достоинство, причем не какое-нибудь фальшивое, а истинное достоинство. Следите за вибрациями одежды, носите одежду своей страны, вы не должны носить чью-либо одежду, но одежда должна быть интересной, должна давать вам достоинство и чувство ответственности, должна сохранять ваше уважение. Вот такую одежду, приносящую пользу, вам следует носить.
А сейчас перейдем к кое-чему другому, что вы используете, например, к вашему дому. Ваш дом должен быть полон веселья, это должен быть достойный дом, куда люди приходили бы, чтобы испытывать комфорт, чтобы им было удобно сидеть. Слишком большой комфорт против Сахаджа-йоги, но и в спартанстве тоже нет необходимости, когда у вас нет ничего, чтобы вы могли постелить на землю или что-то подобное. Вам должно быть удобно, но это не должно быть изысканным комфортом, потому что комфорт тогда украдкой проникнет в вас. Англичанам лучше избегать комфорт полностью, для них очень хорошо не позволять своему телу находиться в удобном положении.
Среди англичан особенно распространена "ванная наркомания", я замечала это. Это слишком, я была так удивлена, когда, предположим, приходила на прием. Я могла сказать вам, кто является владельцем дома: англичанин или нет. Если хозяин - англичанин, то ванная выполнена очень хорошо, здесь будут полотенца для всего, я бы сказала, для любых нужд. И я немедленно определю, что эту ванну сделал какой-то англичанин, потому что они очень сознательны в отношении ванных, хотя они и не принимают ванн. Только в Англии я видела дома с шестидесятью спальнями и без единой ванной. Сейчас, конечно, они стали менять это. Постельные принадлежности - это не их особенность, но ванные комнаты у них - это что-то особенное, и даже если вы поставите удобное кресло, они не откажутся сидеть в ванной комнате. И что касается ванных, нужно сформировать привычку, что в течение десяти минут вы должны все закончить в ванной и выходить из нее.
Когда я говорю, что вы должны принимать ванну, то это не значит, что рано утром вы идете и принимаете душ. Нет, вы должны принимать ванну за час до выхода из дома. Но ванна также благоприятна для вас, святых, поэтому пользуйтесь водой как можно чаще, мойте ваши руки десять раз, это важно. Чтобы поддерживать свои вибрации в порядке, вы должны мыть свои руки, но сейчас в Индии некоторые моют свои руки шестьдесят четыре раза. Я должна предупредить о другой стороне этого мытья рук. Есть люди, которые, как доктора, моют и моют свои руки, но нет необходимости сдирать кожу со своих рук. Но если вы моете руки довольно часто, то это хорошо.
Я бы сказала, что хоть вы и святые, но вы являетесь детьми, и я должна разговаривать с вами как со святыми детьми. Это большая сложность, но вы - взрослые люди, и иногда вы можете чувствовать обиду из-за того, как я говорю с вами. Но важно, чтобы вы понимали, что вам, как святым, надлежит делать в отношении материи. В доме не должно быть грязи, грязь, а также скупость не являются признаком святости. Вы можете прийти в чей-то дом и найдете там несчастную чашу для нищих. Такое не должно быть у вас, у вас должны быть соответствующие тарелки, а не разбитые тарелки, все это должно быть чистым, опрятным, возможно, ручной работы. И даже если вы не сможете достать ручной работы, то все равно они должны быть чистыми и благоприятными. Если вы сможете достать предметы ручной работы и сможете пользоваться ими, то это будет лучше всего, это будет очень хорошо.
В этом очень хороши японцы, у них можно многому научиться. Вы должны учиться у многих. Под влиянием Дзен японцы усвоили эстетику жизни. Дома у них очень простые, но все очень удобно, и они знают, как сделать дом, чтобы он выглядел прекрасным, и как заставить людей почувствовать себя удобно.
К материи следует относиться с уважением, потому что она создана Богом. Но следует уважать то, что достойно уважения, а не все подряд. Не все в материи следует уважать. Например, если вы видите определенную неблагоприятную живопись, то она неблагоприятна, и вы должны отказываться смотреть такую живопись, вы должны избегать смотреть подобные картины, потому что они не принесут вам никакой радости, из этого ничего хорошего не получится.
Мне часто говорят, что сахаджа-йоги не имеют присутствия, а это очень важно. Присутствие создает материя. Если наше присутствие не в порядке, люди сразу же это замечают. Если все, что есть в нас, становится благоприятным, мы тут же получаем присутствие. Где бы мы ни были, люди сразу же узнают присутствие кого-то. И это присутствие является благословением материи для нас. Вы должны уважать материю в том смысле, какую одежду носите. Бросать одежду на землю, разбрасывать ее, жить подобно свиньям непозволительно для сахаджа-йогов. Сахаджа-йог должен быть опрятным, должен уважать свою одежду. Но не следует уважать свою одежду до такой степени, что выбрасываете вон одежду других, потому что другие так же являются сахаджа-йогами. Вы должны уважать друг друга, потому что вы все являетесь святыми. А если вы уважаете себя, то должны уважать и других. И как только вы начнете проявлять уважение к материи, сущностью которой в вас является внимание, тогда внимание даст вам это присутствие.
Например, недавно Мери была со мной, когда переводила лекцию. Внезапно она увидела какие-то цветы и начала поправлять их. Это создало очень странную ситуацию. Все стали недоумевать, в чем дело с ней, но сейчас она поняла это. Я объяснила ей, что когда она говорит, то должна говорить это с полной концентрацией, должна следить за своим вниманием. Если ваше внимание на деньгах, даже если я буду говорить о высшем, вы будете думать о деньгах. Если у вас внимание на чем-то другом, даже если я говорю вам что-то, вы будете думать о чем-то другом. По этой причине наше присутствие должно быть таким, чтобы ничье внимание не отвлекалось или не вводилось в заблуждение. Понимаете? Если ваше присутствие является странным, если вы ведете себя странным, неряшливым образом, как клоун, тогда внимание каждого присутствующего будет нарушаться. Если вы чрезмерно одеты, то внимание также будет нарушаться. Но если вы в совершенном присутствии, тогда где бы вы ни стояли, люди будут чувствовать, что стоит кто-то великий, и тогда начинает проявляться уважение. К вам, на самом деле, буквально будет течь уважение, и это что-то столь замечательное, что вы даже не знаете, как люди будут стараться помогать вам, и как это все будет работать.
Если ваше внимание доминируется материей, люди это могут обнаружить. И за этим нужно очень пристально следить. Страны очень сильно продвинулись в материальном развитии, потому что любая материя притягивает к себе ваше внимание. Вы идете по улице, где стоит какая-то женщина, или кто-то что-то продает. Где при этом ваше внимание? Понимаете? Их деятельность в том, чтобы привлекать ваше внимание. А иначе как они смогут вас эксплуатировать? Иначе у них не было бы оправдания. Они производят товары, рекламируют их и делают это так, чтобы отвлечь ваше внимание. ТАкова энергия, которая действует против вашего внимания, поэтому, насколько возможно, поддерживайте свое внимание прямо перед собой или на Матери-земле.
Если вы сможете контролировать свое внимание, то сможете справиться и с доминированием над вами материи. Лучшее, что вы можете делать, это направлять свое внимание на свой Дух, и тогда чистота вашего Духа сама по себе сделает ваше внимание чистым и прекрасным. Внимание должно быть на Духе, и тогда вы становитесь способным поддерживать свое внимание на Нем. Сейчас это нетрудно, потому что Кундалини уже достигла этой стадии. Если бы до Реализации я сказала вам это, тогда вы бы спросили в ответ: "Мать, как нам это сделать?" Но сейчас, когда вы получили Реализацию, старайтесь привлечь свое внимание к Духу, что прежде всего означает то, что при поднятии Кундалини вы начинаете смотреть на свой Дух. Можно сказать, что, когда вы получаете Реализацию, вы видите свой Дух, то есть Дух начинает течь через вас, и вы начинаете наблюдать Его течение. Но через какое-то время вы должны войти в свой Дух и видеть все через взор Духа, развивая свое состояние свидетеля, присущее Духу.
Если вы развиваете у себя состояние свидетеля, тогда из внимания вы становитесь знанием, Истиной. Когда материальное становятся знанием, тогда эстетика материи начинает приносить вам радость, и тогда вы не хотите обладать этим, но все это начинает давать вам радость. И даже если вы хотите владеть чем-то, то это будет только ради того, чтобы насладиться этим и отдать кому-то другому. Это для вашего наслаждения, но вы хотите отдать это кому-то другому.
Когда вы развиваете свое состояние свидетеля, тогда это приходит к вам, вы не храните это для себя, но вы с радостью дарите и разделяете с другими. И в то время вы должны знать, что стали свидетелем, потому что вы наслаждаетесь. Состояние свидетеля - это состояние Шри Кришны, Вираты. Когда вы начинаете делиться с другими, то это хорошо.
Смысл пуджи заключается в том, чтобы преодолеть свою материальную грубость. Когда мы хотим обладать какой-то материей, то должны знать, что она дается нам Богом. Все принадлежит Богу. Предположим, мы дарим цветы Богу, но, в конце концов, и эти цветы сотворены самим Богом. Тогда что же мы дарим? Мы делаем аарти Богу, но это только Божий свет. Что мы при этом тогда делаем? Мы поклоняемся свету внутри нас. Элемент света просвещается в нас на Аджна-чакре. Когда вы делаете аарти, или когда вы ставите свечку перед Богом, тогда элемент света в вас просвещается. Когда вы преподносите цветы, тогда просвещается Муладхара-чакра. Когда вы дарите мед, тогда ваше внимание просвещается. Так почему же мы дарим это все Богу, если, в конце концов, Бог ни в чем не нуждается? Потому что Бог наслаждается, а не вы наслаждаетесь. Вы не можете наслаждаться, наслаждается Бог в вас. Если Бог в вас наслаждается, то это ваш Дух.
Итак, все, что приносит удовольствие вашему Духу, может быть использовано на пудже для преподношения. Вы даете рис Деви, рис следует класть Ей на колени. Давая рис, в вас появляется удовлетворение от принятия пищи, потому что пища, которая дает вам удовлетворение, просвещается. <...> Когда вы делаете что-то для Бога, тогда благословения приходят к вам. Какая бы ни была ваша проблема, отдайте ее для разрешения Богу. А также все, что приносит вам удовлетворение, давайте Богу, и тогда удовлетворение придет к вам. Те цветы, что вы дарите мне, предназначены для Муладхары и Свадхистаны, поэтому цветы так важны. Если цветы прекрасны, тогда они благоприятствуют Свадхистане. Когда они являются благоухающими, тогда они исцеляют вашу Муладхару. Я хочу сказать, что не только в цветах дело, но вы думайте о том, чтобы сделать для улучшения своих чакр.
Кроме этого, также используется гхи. Вы знаете, зачем используется гхи. Шри Кришна очень любит гхи и сливочное масло. И когда вы натираете мои стопы сливочным маслом, тогда ваша Вишудха улучшается, вы знаете это, но не моя, у меня нет проблем. У меня только одна проблема в том, что вы находитесь внутри меня, и когда у вас проблемы, тогда и я также имею проблемы. Эти вибрации должны идти к вам, так что я приготавливаю вибрации, и они должны течь. Это очень тонко для понимания, это движение от физического к Духу, благодаря чему вы двигаетесь. Поначалу вы просвещаете свои чакры, после чего ваши Божества становятся счастливы. Это прасана. Делая Божества счастливыми, вы поддерживаете открытым проход для Кундалини, и тогда Кундалини поднимается, и тогда ваше внимание начинает сливаться с вашим Духом. Итак, шаг за шагом вы двигаетесь от материи к более тонкой материи, от более тонкой материи двигаетесь к вашим чакрам, а от чакр - к Божествам, от Божеств - к Духу. После этого Дух испытывает наслаждение сам по себе, и тогда вам больше не нужно ничего делать, просто предоставьте себя Духу.
Ради этого и были предписания, но люди не смогли проследить эту связь. Они думали: "Зачем нам нужно давать что-то Богу, в конце концов, это все Его". Начался спор: "Почему мы должны ставить свет? Нет в этом пользы". Но это бегство. На какой вы стадии? Вы находитесь на стадии, когда должны лишиться привязанности к материи. То же относится и к Сахаджа-йоге. Я вижу, что вы должны понять полное видение Сахаджа-йоги. Вы - не маленькие, вы делаете величайшую работу, потому что в этом решение для всего человечества, решение всех политических, экономических и других проблем. Кроме того, чем больше будет у нас людей, вы удивитесь, тем я смогу сделать намного больше. Если вас, чистых людей будет больше, то я смогу коллективно лечить рак. Но ваши каналы настолько полны проблем, что ничего не течет через вас. Если вы очистите себя, коллективно я смогу остановить распространение рака. Если вы распространяете больше вибраций, то левая и правая стороны Вираты становятся чище, и атаки слева и справа, вызывающие рак и другие ужасные болезни, также уменьшаются.
Но вы не понимаете своей ответственности. Вы играете на руку сатанинским силам. Не обращая внимания на свою чистоту, не обращая внимания на свой духовный рост, вы совсем не помогаете мне, потому что вибрации не текут, а они должны течь через вас. Если бы я могла справиться с ними, мне не нужно было бы бегать за вами. Это должно течь через вас, вы являетесь каналами. И если вы не поддерживаете себя чистыми, кроткими и смиренными в отношении этого, тогда ничего не получается, тогда вы мне совсем не помогаете. Так что от своих ограниченных проблем вам следует отказаться и заняться решением глобальных проблем.
Я смогу полностью справиться с раком, если у меня будет двадцать одна тысяча сахаджа-йогов. Проказу я контролирую, я уже контролирую и рак, и он коллективно также пойдет на спад. Я хочу сказать, что статистика об этом молчит, но он пойдет на спад. Это левосторонняя атака, и чем больше вы будете пытаться уходить влево, тем больше будет атак. Правосторонние атаки также разнообразны, например, это войны. Все эти войны и подобное им происходят потому, что они идут с правой стороны, когда агрессивные люди, как Гитлер и ему подобные, нападают на нас. Вам нужно возвышаться над своим маленьким "я", вы все должны понять это и не заниматься бессмыслицей. Ради этого вам нужно, на самом деле, напряженно трудиться. Даже если вам нужно вставать рано утром, вы должны вставать. Вы должны осознавать свою ответственность, это важно.
Люди сейчас заняты только своей работой: местом работы, оплатой, как долго до нее добираться, когда уходить на работу и остальное, но это не важно для нас. И это не значит, что вы должны отказаться от своей работы, и чтобы ашрам стал отвечать за вас, вовсе нет. Это значит, что вы выполняете свою работу, получаете деньги, а деньги нужны для вашей работы. Вы знаете, как много денег нам нужно, у нас такие большие проекты по всей Европе. А с таким небольшим количеством денег это невозможно, но мы все же как-то делаем это. Так что нам нужны деньги, вы должны их зарабатывать, вы должны давать деньги. Здесь же люди не хотят давать даже десяти фунтов, есть и такие. Как я буду с ними развивать Сахаджа-йогу? Вы так тонко привязаны к деньгам, не понимаете, что должны давать деньги и не только деньги, потому что деньги не являются единственным решением. Мы должны сами быть каналами. Но когда у некоторых людей есть деньги, тогда они используют их неправильно, и деньги тратятся впустую. А это драгоценные и благоприятные деньги, поступающие в верные руки и в нужное место, а иначе будут возникать проблемы. Эти деньги мне не нужны, вы знаете это хорошо, но ради своего собственного развития вы должны давать деньги. Мне не нужно от вас ни одной копейки, напротив, я охотно трачу свои собственные деньги, вы знаете это. Но вы должны понять, что эта работа должна быть проделана, для чего вам нужны деньги.
Мне нет нужды говорить вам, что вы должны платить деньги, я никогда не говорила это индийцам, они никогда не создавали мне проблем. Вы удивитесь, как они решают свои проблемы, одному Богу это известно. Они - небогатые люди, но у них никогда нет ссор по поводу денег, никто не жалуется мне, никто не угнетает или неправильно использует, никто не контролирует никого, ничего подобного, все хорошо работают. Деньги там не у одного человека, а у двух-трех людей, и все знают, сколько у них денег, это важно. <...>
Утром до принятия ванны не говорите ни с кем, кто находится в грубом, неприятном состоянии. Вы в процессе открытия великой энергии, которая должна решить проблемы всего мира, поэтому очищайте себя, мойте себя, очищайтесь. Люди выступают против этого, потому что становятся всего лишь ритуалистичными, механистичными, материя становится для них очень важной. Для них важно только то, что они делают. А вы сейчас - другие, вы - реализованные. Это не означает, что вы должны стать саньяси или чем-то подобным, я уже говорила вам, вы должны быть нормальными, очень достойными, не должно быть ничего недостойного, детского, ненужного. Не будьте подобны клоунам, странными людьми, ничего этого не нужно. Вы должны быть соответственно одеты, чтобы вы все имели, присутствие. Я бы сказала то, что говорю детям: вы должны иметь присутствие взрослых сахаджа-йогов. Вы являетесь святыми, вы так много знаете того, чего даже многие святые не знают. Вы можете многое спрашивать. <...>
И разговаривая, вы связываетесь материально. Речь идет из Вишудха-чакры, но звук начинается, как вани, гораздо ниже. Существуют стадии поднятия этого звука, следующие одна за другой. И когда звук становится модемой в области сердца, то он там пульсирует. Вы не чувствуете этой пульсации, но звук идет сюда и становится "вайкхари". Затем он становится "пашанти", что означает, что он просто видит. Затем он становится "пара", где становится просто беззвучным в единстве с присутствием.
Мы должны развивать это, но не понимаем, что все это является нашими атрибутами, которые нам нужно просветить, чтоб подняться и сделать каждую часть, каждый лепесток своего бытия прекрасным. Вы должны понимать эти маленькие, но очень важные детали. Да, я говорю о великом, но даже маленькая деталь может полностью закрыть вам глаза. У меня есть очень большое видение, которое может быть осуществлено с помощью вас. Не думайте, что вы являетесь обычными, если бы это было так, я никогда бы не выбрала вас. Но вы также не знаете, кто вы, как и я не знаю, кто я. Вы должны знать, кто вы и уважать себя. Не уважайте материальные предметы, прежде всего уважайте себя и материю в вас. Если вы будете двигаться в этом направлении, то я думаю, вы лучше будете понимать, о чем я говорю.
Человеческое тело - это храм Бога, но этот храм должен быть просвещен, должен быть благоприятным. Вы должны полностью очистить себя, чтобы ваше тело было прекрасным храмом для пребывания Бога. Но мы обманываем себя. Понимаете? Когда я говорю, вы слушаете меня и думаете про себя: "О, Мать говорила очень хорошо, прекрасно!" И все, ничего не проникает внутрь вас. Почему? Это происходит из-за летаргии. Летаргия - это барьер, она не позволяет мне попасть внутрь вас. Очень приятно просто улыбаться и думать: "О, Мать говорит что-то хорошее, это великое дело, это дает нам счастье!" Но это не попадает внутрь вас, если вы не впитываете, поэтому старайтесь направлять свое внимание на самих себя и чувствовать свое достоинство. Чувствуйте свое присутствие, у вас должно быть присутствие. Но когда я говорю некоторым, они отвечают: "Да, я знаю, Мать, я знаю". Тогда почему же вы не делаете этого? Если вы знаете, что это неправильно, но продолжаете делать это, то это означает, что вами владеют, что вы одержимы.
Ваш уровень должен быть единым с вашим присутствием, что должно давать "прасанната", то есть бодрость и веселье, другим должно быть весело в вашем обществе. Присутствие должно понимать, присутствие обладает благоразумием, оно понимает, как вести себя в каждой отдельной ситуации. Оно не является неразумным. Например, оно не будет гоняться за чем-то, не будет прыгать на что-то. Если кто-то говорит, то вы абсолютно не станете его перебивать, доминировать над ним. Когда вы общаетесь, то не говорите драматично или театрально, не говорите, как умалишенный или кто-то подобный. Присутствие имеет свой собственный баланс в центре. И это присутствие должно подразумеваться. Оно очень важно, и просто следите сами, есть ли у вас присутствие. Некоторые очень хорошие сахаджа-йоги не имеют цели, у них совсем нет стремления, они видят и получают что-то, но у них должно быть стремление. Они должны рассказывать людям подходящим образом, приятно, красиво, чтобы это работало. Вопрос в том, что, если это не срабатывает, тогда какая польза от этих разговоров.
Сейчас я собираюсь ехать в Вену на семнадцать дней, меня не будет здесь все эти дни. Я сильно скучаю без вас и беспокоюсь, потому что вы еще должны вырасти. Я чувствую, что среди вас нет понимания коллективности. Вы очень раздражительны, вы раздражаетесь друг из-за друга. Как такое может быть? Вы все являетесь святыми, вы должны уважать друг друга, должны любить друг друга, приятно говорить друг с другом. Что происходит, когда святой встречается с другим святым? Вы видели когда-нибудь, как настоящий святой встречается с другим? Вы должны это увидеть. Вы не похожи на остальных, и это первое свидетельство того, являетесь ли вы святыми или нет.
Как в Индии встречают друг друга? Они обнимаются, наслаждаются обществом других, смеются и шутят. Они чувствуют, что это близко им по духу, никто не считает, что только он прав. Как только вы станете думать, что вы правы, а другой неправ, что вы делаете хорошо, а другой плохо, тогда все ломается. Эти люди наслаждаются друг другом, как одна волна. Понимаете? Они все время смеются, радуются, они так помогают друг другу, для них абсолютно немыслимо то, что есть здесь под Лондоном, где только пять или шесть человек, которые ссорятся и спорят. Можете ли вы поверить в это? Вот, что происходит. Так стыдно, скажу я вам, и все, кто видел это, говорят: "Мать, что это за сахаджа-йоги у Вас? На самом ли деле они - сахаджа-йоги?" Споря и поступая так, они не ставят меня в известность, но даже от того, что доходит до меня, становится стыдно.
Самое худшее, что может происходить с вами, это человеческое эго. Это даже хуже одержимости. По крайней мере, при ней вы чувствуете ее, но эго никогда не дает вам этого ощущения. Вы никогда не чувствуете, что в вас есть эго. Вы считаете себя самым правильным, лучшим, ваш характер выпячивает себя на носу, я замечала это. Эго такое, что нос задирается вверх, и это эго индийцы также перенимают от вас. Например, собаки, вступая в контакт с людьми, многому у них учатся. Точо так же индийцы, вступавшие в контакт с вами, переняли у вас эго. Я вижу эти изменения, но в простых деревнях люди стараются быть хорошими, благоприятными, добрыми. Как им это удается? ПРи помощи благоприятности, благоприятного прекрасного присутствия, которое освежает и успокаивает.
Как вы можете развить это? Вы должны делать небольшое аарти моей фотографии, это хорошая мысль. При этом кто-то кричит, кто-то старается руководить пением других, но такого не должно быть. Я легко это различаю, при этом нет ритма. Вы должны петь в одной тональности, в одном стиле. Постарайтесь, чтобы это было единым, в полном согласии, смиренно наслаждайтесь тем, что вы все поете, все сердца поют, все здесь для этого. Почувствуйте радость от того, что вас так много. Если люди даже просто будет видеть то, что вы ведете себя так, как я рассказывала чуть выше, то это будет оказывать на них очень плохое воздействие. Я хочу сказать, все тогда будут в шоке. А почему в Индии распространяется любовь? Потому что эту любовь друг к другу все видят.
Что касается внимания, если вы обратите его на свой Дух, то почувствуете коллективность. Как я рассказывала вам вчера, внимание должно определить, как много раз вы хорошо говорили с другими и сколько раз вы ссорились. Даже если кто-то говорит что-то резкое, сохраняйте спокойствие. Не питайте плохих чувств, все в порядке, это придет и уйдет. Некоторые негативны в том смысле, что находятся на левой стороне, а другие негативны из-за того, что находятся на правой стороне. Иногда эта комбинация работает очень хорошо. Когда доминирующий человек пытается доминировать над левосторонним человеком, тогда они становятся большими друзьями, тогда нет ничего лучше этого, потому что один доминирует, а другой принимает это. Но как только левосторонний человек начинает стремиться к центру или пытается уходить вправо, тогда доминирующий человек начинает получать блокировки, тогда они становятся наихудшими врагами друг к другу. Такое происходит, так что будьте наготове. Левосторонний негативный человек должен стараться прийти в центр, и точно так же правосторонний человек должен прийти в центр.
Как это сделать? Давайте посмотрим. Человек, который слишком сильно ушел вправо, должен попытаться подружиться с левосторонним человеком. Например, левосторонний человек должен стараться быть дружественным с правосторонним человеком, давайте начнем с этого. В чем здесь компромисс? Правосторонний человек будет более хорошим организатором, возможно, а, возможно, нет, по крайней мере, он будет более хорошим оратором или, возможно, более хорошим руководителем, а, возможно, нет, вы сами увидите. Он может быть тем, кто предлагает, кто высказывает что-то и говорит: "Я сделаю", "Я займусь". Левосторонний человек будет напуган, но он будет более смиренным, более любящим, более нежным. Он будет гораздо более склонным выполнять распоряжения других. Он-то и должен отдавать распоряжения, а другой должен их выполнять. Вот так должно происходить.
Как решить проблему этой пары? Тот, кто сильно ушел на сторону эго, должен стараться слушаться левостороннего человека. А левосторонний должен стараться больше отдавать распоряжений правостороннему человеку. И это должно приниматься, должно быть взаимное понимание, должен быть договор: "Хорошо, я являюсь эгоориентированным, а ты - суперэгоориентированный. Давай попробуем сделать так: ты старайся командовать надо мной, а я буду слушаться тебя. Это будет работать в таком психологическом шаблоне".
Пусть кто-то левосторонний будет доминировать над вами. Но здесь довольно трудно найти левостороннего человека, здесь их очень мало, потому что, когда дело доходит до эго, тогда, я полагаю, некоторые левосторонние становятся даже хуже, чем кто-либо другой. Понимаете? Так что это довольно сложно, но у вас может быть один левосторонний человек, и пусть десять эгоориентированных попросят его доминировать над ними. Пока у него не развится эго, он будет в порядке. Когда же оно вырастет, тогда он должен прекратить это, с полным пониманием наблюдая за собой, как он развивается, как далеко он идет. Должна проводиться такая игра, играйте с собой. Но если вы считаете, что всегда правы, и никто другой не прав, тогда ничего не получится, скажу я вам, потому что, если вы считаете себя совершенным, то мне бесполезно здесь что-то говорить.
Лучше всего поступать так: "Хорошо, ты приказываешь, а я выполняю. Давай попробуем, посмотрим, что полезного из этого может получиться. Пусть ты будешь организатором, а я буду исполнять. Ты скажешь мне, что делать". Так что он будет пользоваться своим сердцем, а вы - своим вниманием, и это будет очень хорошо работать, эта комбинация будет очень хорошей.
Давайте решим, что нам следует улучшать себя и не испытывать плохих чувств по этому поводу. Нам нужно улучшить очень многое, потому что ваши взаимоотношения кажутся столь плохими. Они абсолютно подобны раку, они злокачественны. Постарайтесь увидеть свое эго. Если люди говорят что-то вам, вы должны сказать: "Простите". Но никогда так не говорят, а скажут с сарказмом: "О, я сожалею!" или что-то подобное, что будет бесполезным. Лучше не говорите ничего, но только не таким образом. Подумайте сами, что нужно сказать, а иначе будет говорить эго: "Пожалуйста, скажите что-то другое, и я сделаю это".
Христос омывал стопы Своим ученикам, просто подумайте об этом. И так поступает мудрый сахаджа-йог, он омывает стопы другому ученику. Если вы помните Радху, мою внучку, когда вас было у меня дома, я думаю, около восьми или десяти человек, она брала маленькое ведерко и омывала каждому стопы. Каждый раз она уносила ведерко в ванную, выливала его содержимое и снова его наполняла и приносила. Она делала это с благоговеннем, ей было тогда неполных пять лет. Она омывала стопы каждому, вытирала их и меняла ведро. А затем она подошла ко мне и сказала: "Я не собираюсь задерживаться и убегаю, я уже выполнила свою работу". А затем она ушла.
Сейчас Радха является сахаджа-йогиней очень высокого качества. И она считала, что омыть стопы - это лучший способ, это показывает чувство коллективности. "Какая-то моя часть не в порядке, дай-ка я очищу ее". Например, если вы подумаете обо мне, то поймете, как напряженно я тружусь над вами. Почему? Потому что я люблю вас, а вы - неотъемлемая моя часть. Если вы не в порядке, то не буду в порядке и я. Если вы так подумаете, тогда никогда не станете считать, что кто-то ниже вас. Лучше омыть стопы кому-то, чем самому себе, это будет верная мысль. Уменьшайте каждый раз свое эго.
Пророк Мухаммед использовал этот метод, но лучше всего его использовал Нанака, который говорил: "Пусть все сикхи делают Сом-сева, как наказание". В чем состоит это действие? Кто-то должен садиться, даже очень большой гуру, и чистить обувь группы людей, пришедших на программу. Это было совсем недавно. Ему давали крем, щетку и все остальное, и он должен был чистить обувь всех людей. Предполагалось, что он должен был также стирать одежду в качестве наказания, натирать стопы, делать им массаж. Каждый, кто высокомерен, должен так поступать, каждый, кто ссорится, каждый грубый человек, и это срабатывает, от этого чувствуешь себя лучше.
Если вы знаете, в Индии все сахаджа-йоги работают над чакрами друг друга, но здесь никто даже не может принять того, что у него какая-то чакра заблокирована. Видели ли вы такое? Каждый день там работают, чистят друг друга, а затем благодарят: "Спасибо, ты почистил меня". А потом они меняются и помогают другим, массируют им руки, ступни, потому что они все проделали большую работу. Здесь же это не происходит. Я бы хотела видеть больше взаимного понимания, взаимной любви, взаимного притяжения друг к другу. Вы должны стремиться друг к другу, стараться помогать друг другу, а не критиковать. Я не люблю слушать любую критику в адрес кого-либо из вас от кого-либо из вас. Но когда что-то заходит слишком далеко, только тогда вы говорите мне. Прежде всего вы должны судить себя, что вы сделали для других.
Некоторые полагают, что пока они хранят молчание, все в порядке. Это неверно. Старайтесь быть благими, дарите подарки, разговаривайте, существует множество способов выражения любви. Дарите иногда цветы, постарайтесь определить, что тот или иной человек любит, а что нет, это будет очень хорошо. Но не делайте того, что не нравится людям, понимаете, лучше не делать этого. Какая от этого польза, если вы испортите свои отношения? Не делайте этого, просто определите, что не нравится человеку.
Такой простой пример: моему мужу не нравится, если я помещаю в свои волосы цветы, но в Махараштре все замужние женщины должны украшать свои волосы цветами, таков обычай. Но я вышла замуж за него, а ему не нравится это, потому что он считает, что в индийском обществе только плохие женщины помещают в свои волосы цветы. И я никогда не украшаю свою голову цветами, кроме случаев, когда проходит особая пуджа, или если это происходит в Махараштре. Только тогда я соглашаюсь. Я никогда не завязываю узел и не помещаю туда цветок, если ему не нравится. Зачем делать это без необходимости вызывать конфликты и создавать проблемы?
Не пытайтесь делать ничего, что не нравится людям, чего они не хотели бы, чтобы вы делали. Старайтесь избегать того, что создает проблемы, старайтесь делать то, что приносит удовольствие другим. Давайте подумаем, как вам доставлять удовольствие другим, и тогда ваши Божества будут очень счастливы, потому что Они все едины во всех вас. Тогда Они все будут счастливы, потому что Они все связаны друг с другом, но Они будут несчастливы, если вы пытаетесь быть недобрыми друг к другу. Если это правильно выработать с пониманием, тогда все вы станете великими святыми. Я представляю себе также ваше будущее, некоторые из вас станут очень великими, приняв все это.
Таким образом, постарайтесь разработать проект о том, какими хорошими вы должны быть. Давайте сделаем это. Общайтесь с другими, но некоторые просто молчат, я видела, как они все время сидят и молчат, тогда у них будет очень плохая Вишудха-чакра. Вы должны общаться, должны быть хорошими, должны быть с открытым сердцем.
У этой девушки из Югославии очень открытое и большое сердце, поэтому она мне очень нравится. Общайтесь открыто, с большим сердцем, без всяких секретов и, так скажем, холодности. Или как называется такая манера? Должно быть какое-то особое слово для описания этой холодности. Это может быть гордость. Такое присутствие, знаете ли, специфично для англичан. Не так ли? Они едут в поезде и не разговаривают. Я бы сказала, что они даже не позволяют и вам разговаривать, они просто замораживают вас таким стилем поведения. Они не замечают, что люди вокруг смеются, улыбаются и шутят. И непонятно, что же делать с ними. В дороге они только разворачивают газеты и их читают, но при этом все знают о вас.
Голос в зале: Это называют замкнутостью, сдержанностью.
О, да, замкнутость, и это очень опасно для сахаджа-йога. Такие замкнутые попадают в беду, потому что они остаются одни, и на них будут нападать. И на меня также будут нападать. Все эти бхуты видят, что вы замкнуты и будут атаковать вас. Ни в коем случае не пытайтесь становиться уникальными, потому что тогда будут нападать на вас. Но некоторые становятся замкнутыми или становятся уникальными, даже если слишком много говорят. Понимаете? Так они хотят быть выше остальных, но лучше быть вместе со всеми.
Будьте со всеми благоприятными, принимайте шутки, если кто-то шутит с вами. Не гневайтесь, если кто-то пошутил с вами, не говорите ему: "О, заткнись!" Так нельзя делать, принимайте шутку, будьте добрыми. У англичан есть хорошая способность смеяться над собой. Понимаете? Их язык хранит фразы и способы смеяться над самим собой. Это что-то замечательное в английском языке. Я не думаю, что есть еще какой-то язык, в котором было бы так много слов для описания весьма смущающих ситуаций. Вы можете только фиксировать их. А сделав это, вы знаете, где вы, и знаете точно, какое средство исправления необходимо для этого. Понимаете? Это так просто. Это врезается в вашу память, и за этим очень интересно наблюдать в обществе и всюду. И я хочу сказать, что в вашей литературе все это так прекрасно описано, что вы удивитесь, какая была способность людей видеть себя, характеризовывать людей, описывать развитие характера, указывать на социальные проблемы. Все это было прекрасно сделано.
И в этом настоящая мудрость британцев, говорю вам. Я хочу сказать, что вы можете лишиться этого, если над вами начнет доминировать бессмысленное. Но у вас есть мудрость, у вас есть такие люди, как Шекспир, и это говорит о том, что вы являетесь страной великих людей. Как может быть иначе? Вас насчитывается не единицы, вас много. И вы будете наимудрейшими, потому что у вас есть преимущество рождения, ведь вы принадлежите великой стране. Но представьте, что вся эта страна попадает в майю летаргии. Тогда кто спасет ее? Только вы.
Так что, опять же, это против летаргии, и все, что летаргично, против Христа, против Бога, против Матаджи. Постарайтесь стать веселыми и полными блаженства, счастливыми, достойными, разумными, приятными. Это все, по существу, одно и то же, и я знаю, что вы будете очень хорошо наслаждаться жизнью, вы станете очень счастливыми людьми. Избавьтесь, прежде всего, от своей раздражительности, от гнева. Понимаете? Почему вы говорите: "Я очень зол"? Вы сердитесь, чтобы быть гордым в своем гневе, вспыльчивости и раздражительности?
Все будет прекрасно, я уверена, вы растете, но ваш рост замедляет свой темп из-за этой бессмыслицы, поэтому вы должны защищать свой рост от всего этого, как мы защищаем молодое деревце, например, от мороза. Дерево растет, но мороз может уничтожить его, так что не создавайте мороз, будьте приветливыми. Люди поднимаются и опускаются, я видела, как люди поднимаются, а затем опять идут вниз. Позаботьтесь о себе. Да благословит вас Бог.
»» следующая лекция »» |
1973
• Любовь - это самая динамичная энергия в мире
• Возвращая свое внимание, вы становитесь непривязанным
1975
• Держите внимание на себе
1976
• Старайтесь сохранять безмысленное осознание столько, сколько можете
• Роль вкуса, речи и взгляда для обретения состояния свидетеля.
• Состояние Нирвичара: отдайте проблему и наблюдайте
1977
• Состояния ощущения чакр: сукшма, сукшматара, карана, махакарана
• Не нужно фиксировать внимание, но необходимо добиваться, чтобы оно становилось все тоньше и тоньше
• Чакра сердца. Секреты влияния на людей
• Этапы вхождения в состояние Сат-Чит-Ананд
• Вы должны почувствовать баланс между моей любовью и вашей дисциплинированностью
• Чистота придет тогда, когда мы будем желать Бога и Его Богатства, а не что-либо другое
1978
• О правильном понимании состояния сахаджа
• Как выполнять работу Гуру?
• Войд, дхарма и пять элементов
1979
• Описание первого раскрытия Сахасрары
• Поиск и рациональность
• Путаница между пробуждением Кундалини и истощением симпатической системы
• Связь между Кундалини и Иисусом Христом подобна связи между Луной и лунным светом
• Поняв, как работает ваше эго, вы сможете избавиться от него
1980
• Пять способностей, получаемых от Ганеши, и три способности, получаемых от Ади Шакти
• Если вы не пробудите Христа в Аджна-чакре, тогда все, что с Ним связано, будет просто спектаклем
• Летаргия прекращает ваш прогресс и возникает из-за того, что материя доминирует над Духом