Лекция для йогов, Лондон, Великобритания, 17 октября 1982 года
Список всех годов
Список всех лекций 1982-го года
• Установление принципа Авадхуты, то есть мастера непривязанности (пуджа Гуру, Лондон, Великобритания, 4 июля)
• Абхьяса - это тренировка контроля своего внутреннего состояния (лекция для йогов, Лондон, Великобритания, 6 августа)
• Стремитесь к корням с невинностью и смирением, а не с высокомерием и недовольством (лекция для йогов, Лондон, Великобритания, 17 октября)
Нижеприведенная лекция была прочитана в приватной беседе с коллективом учеников, а потому для соблюдения этических норм здесь приводятся только фрагменты.
Сегодняшнее наше поклонение Деви в Англии является знаменательным событием. Как вы знаете из Сахаджа-йоги, Англия - это сердце планеты, в котором пребывает Дух Шивы. Мне думается, что выражение уважения, почитание и поклонение Деви является великой честью для всех сахаджа-йогов. Каждому из нас следует задуматься над тем, почему Деви придается такая значительность, почему Ей оказывается столь большое уважение, каковы Ее могущества. Причина в том, что Она смогла выносить дитя такого величия, как Христос, смогла создать Шри Ганешу из Своего тела, смогла защитить невинность, отстоять динамичные способности Своих детей, у которых нет эго, которые не знают, что такое эго. Вот такая великая энергия пребывает в личности, имеющей множество пурва-пуний, совершившей массу славных дел в прошлых жизнях, всегда понимавшей, что невинность - это могущество, которое превыше всего, прикладывавшей все свои усилия для сохранения невинности и целомудрия.
Вы знаете, что в нашем теле Она пребывает как Кундалини, то есть Она является Деви. Она неприкосновенна. Желание стать Духом есть абсолютная чистота, абсолютная непорочность, Нирмал. Ее ожидание чисто. Нет никакого другого желания, кроме как быть единым с Божественностью. Со всеми другими желаниями покончено.
Мне трудно говорить на эту тему в западной стране. Я испытываю замешательство. Мне не хочется, чтобы в ком-то из вас закралось чувство вины, являющееся большим препятствием, поскольку со временем оно принимает свою противоположную крайность. Пользы от этого чувства вины нет. Если мы понимаем, что у нас есть проблемы, то нашей реакцией на них должна быть смиренность, а не чувство вины. Если же у вас нет смиренности, и вы с агрессивностью спрашиваете, что вы получили от Сахаджа-йоги, и выражаете недовольство ею, не видя при этом полученных пуний, то чего вы заслуживаете? Ваша Кундалини, несмотря на все ваши недостатки, была поднята. Вы знаете это. Вы благословлены, поэтому вместо того, чтобы жаловаться или проявлять агрессивность, вы должны знать, что вам оказана большая услуга в том, что вы полностью прощены. Вам ниспослано это великое благо. И чтобы достичь должного уровня, необходимо усердно поработать. Теперь нужно не чувствовать вину, а быть смиренным и благодарным. Несмотря на то, что мы содеяли, ведя игру с самими собой, мы сидим сегодня здесь как божественные личности. Только вам, божественным личностям, дозволено испить Сому, являющуюся чарана-амритой. Находясь здесь в таком качестве, как можно быть требовательным? Необходимо смириться. Взглянув на свое прошлое, на все совершенные ошибки, не надо чувствовать себя виноватым. Я с вами.
Как я уже говорила, я испытываю большое замешательство, говоря об этом, но прошу вас посмотреть честно на самих себя. Мы должны увидеть себя такими, какие мы есть. Преимущество индийцев в том, что в их стране пребывает Кундалини, поэтому, совершив любой нехороший поступок, они всегда знают, что сделали плохо. Для них добродетель остается добродетелью, даже если они сами недобродетельны. Праведность есть праведность, даже если они сами неправедны. Делая что-то плохое, они всегда сознают это и в ответ на упрек не говорят: "А что в этом плохого?" Не выносят они на обсуждение и то, что явно скверно и направлено против невинности, против величественности, против Божественности. Они никогда не будут выдавать дьявольское за божественное. Да, они лицемерны, но они при этом сознают, что то, что они почитают, в действительности, скверно. В той стране такое общество, потому что там пребывает Кундалини.
Когда мы теряем свою невинность и свое целомудрие, то прежде всего становимся эгоориентированными и начинаем думать: "А что плохого в том, что я делаю?" Ваша Шакти - это Кундалини, и Она является невинностью. Она - это ваше могущество, ваша энергия. Ваша невинность - это ваша сила. День, когда мы утратили свою невинность, - это день свершения нами первородного греха. Учитывая это, нам необходимо быть смиренными и стремиться достичь не каких-то царств или какой-то роскошной жизни, а получить место на святой земле Шивы.
Шива - это прощение, Он прощает каждого. Даже ракшасы могут быть прощены. Но можно ли дать им реализацию? Даже палачи могут быть прощены. Но можно ли им дать реализацию? Получение прощения от Шивы означает, что это существо, получившее прощение, может жить дальше. Но какая это жалкая жизнь! Те, кто не имеют невинности, не могут давать радость. Они сами являются жалкими созданиями и делают несчастными всех вокруг.
Высокомерие не является детским качеством, а мы должны быть подобны детям. И даже когда вы не были таковыми, вам все равно была дана Реализация. Теперь же вы наравне с Божествами и даже выше их. Какие же наши отличительные качества? Это смиренность, это простота. Не расчетливость, не высокомерие, при которых принижают других и занимаются позерством, а полное расставание со всеми своими эгоистичными качествами.
Пусть невинность возродится в вас! Сегодня, как в первый день каждого нового года, мы все должны дать обет, что расстанемся со своими ужасными качествами, доминирующими нравами, напористыми действиями, эгоориентированной грубостью. Я не знаю, какая польза от этих качеств. Пока вы не откажетесь от них, Господь невинности, Шри Ганеша, не сможет увенчать вашу Аджна-чакру. Мы должны оставить все то, чем занимались прежде. Если бы только наше прошлое могло научить нас, какими смиренными мы должны быть в общении друг с другом, со всеми сахаджа-йогами, какими добрыми, любящими и коллективными мы должны быть!
Деви не может принять индивидуальные помыслы. Это Ее отличительная черта, потому что Она коллективна по природе Своей. Весь фанатизм, расизм, кастовость, все то, что искусственно разобщает мужчину с мужчиной, женщину с женщиной, нацию с нацией, будут уничтожены, как только вы станете невинными. Но вы не достигнете состояния невинности развитием умственных способностей. Пробуждения Кундалини вы, несомненно, можете обрести, однако для поддержания пробуждения ваш рост должен быть внутренним, не внешним. Надо искать свои корни, мула своего существа. Кундалини проявляет все ваши корни, поэтому ваше внимание должно быть на своих корнях, а не на побегах, как прежде. Теперь с честностью смотрите на себя и взрастите свои корни. Все западное общество без корней, вы это видите. Мы потеряли их. Давайте честно признаем это, будучи западными людьми. Мы должны найти свои корни. Дерево, не имеющее корней, сохнет. Оно не дает тени и со временем совсем засыхает, приобретая жуткий вид. Погибнув, оно падает на кого-нибудь. Кроме того, на сухих ветках растут колючки. Это подобно пустыне, где могут расти только колючки. Когда все люди становятся настолько материалистичными и глупыми, что ненавидят друг друга, то розы и лотосы не растут в их обществе. Вы же являетесь лотосами этой страны. Вы родились в грязи, но сейчас возвращаетесь в свою обитель. Вы были красивыми, как лотосы, но упали в эту грязь, из которой выбрались благодаря своей настоящей природе. Теперь вы опять стали лотосами, но без благоухания. Лотос без благоухания немыслим, он должен благоухать, чтобы затмить дурной запах той грязи.
Вы можете расти гораздо лучше, чем индийцы. Но этого не происходит. Меня поражает высокомерие людей! Они постоянно выражают недовольство то одним, то другим. Кого они из себя мнят? Кто вы такие? Это происходит потому, что у вас не выращены корни. Как только вы вырастите свои корни, в вашем характере начнет проявляться смиренность. Бывает искусственная смиренность не от сердца. Но естественная смиренность придет к вам только тогда, когда вы станете невинны, станете целомудренны. Под невинностью не подразумевается лишь нравственность. Многие полагают, что достаточно быть нравственным человеком. Это не так.
Невинность подразумевает и нематериалистичность. Для кого-то ковер представляет большую ценность, чем собственные дети. С утра до ночи кто-то будет резко всех одергивать просто ради нескольких бесполезных предметов, которые так или иначе он оставит здесь навсегда. Материализм наносит удары вашей невинности. Если материализм применяется для создания предметов, приносящих в качестве дарения подарков людям радость, если материализм - это чаша, наполненная нектаром любви, то он приемлем. Но вы ведь не едите чашу! Для меня материалистичные люди видятся поедающими чаши, а не нектар. Разве чаша ценнее нектара? Допустим, в золотой чаше находится яд. Разве вы примете яд только потому, что он в золотой чаше? Если вы готовы принять яд, то я, в отличие от вас, без колебаний предпочту золото. Примет ли кто-нибудь осознанно яд, потому что он находится в золотой чаше? Полное отсутствие здравого смысла.
Такие материальные ценности, являющиеся основой экономики, не могут дать вам счастья. Я в своей жизни отмечала, что любой материальный предмет дает большую радость, если есть возможность отдать его кому-то. Я чувствую, что мне всегда приятнее давать, чем получать. Постарайтесь иногда отдавать что-то и отметьте при этом, какое наслаждение вы будете испытывать. И, разумеется, этого не следует делать в том случае, когда вам надо избавиться от этого предмета. Хотя, на самом деле, только в таких случаях и раздаются предметы, возможно, потому что все, чем вы владеете, в любом случае вызывает у вас головную боль даже самым тонким образом. Любое ваше владение способствует завладеванию вами. Это рабство. Это лишает вас свободы расти, однако неотступно идет вместе с вами.
Меня спрашивают, почему богатые так скупы. Люди не могут понять этого. Если что-то дорожает на один фунт, вся Англия взбудораживается. Постоянно только и слышишь, что цена повысилась на несколько уровней. И из-за этого устраивают забастовку. Я не могу понять, как вы все это учитываете. Если меня спросить, сколько стоит сахар в двух каких-то районах, то я буду знать только, где он дешевле. Это потому, что я невинна. Я всегда нахожу самое дешевое. Я замечала это. Моя невинность приводит меня в места, где цены самые низкие, и я получаю самую большую радость, потому что смогу отдать купленный товар. Я знаю, как отдавать. Вот так из-за утраты реальной способности своего Духа, являющейся невинностью, вы утратили и чувство радости. Вы сами уничтожаете свою радость, с утра до ночи уничтожаете радость друг у друга, с вашего языка все время слетают грубости.
Я оберегала вас, потому что знала, что сказанное мною немного огорчит вас. Я делала это для того, чтобы ваш ум несильно встревожился. В своих руках я очень осторожно держала ваше сердце, чтобы не обидеть вас. Сами мои слова не являются жесткими, жесткой является правда, выраженная ими. И все же я бережно держу ваши сердца в своих ладонях, чтобы не причинить вам боль. А вам иногда достаточно просто приоткрыть рот, чтобы нанести кому-то обиду. Вы не представляете себе, какую бурю ненависти вы создаете при этом внутри у себя. <...> Вы - уже раненые люди, потому что нанесли раны сами себе. Никто не причинял вам вреда, вы сами себя сильно поранили. Вы опробовали все возможные способы, чтобы причинить себе боль. Теперь из-за этой боли у вас сформировалось чувство вины, и вы причиняете боль другим. Это ясно, как день. Так что не причиняйте себе боли, в этом нет никакой пользы. И помните, что у вас нет никакого права грубить кому бы то ни было. Вы должны быть мягкими, добрыми людьми.
Существуют еще такие психологи, которые пытаются давать объяснение вашей грубости: "У вас должна быть большая сила воли. Если вы не будете так говорить, другие воспользуются этим". Это полный абсурд! Тем ли, кто вершит несправедливость по всему миру, такое говорить?! Я не могу понять, как можно давать такое оправдание. Но теперь пришло время, когда вы своими благодеяниями успокоите разгневанного Бога и склоните Его к Милости. Кто удостоится этого в этом западном мире? Скажите мне. Вы избраны и специально подготовлены, чтобы создать почву для пробуждения божественного сострадания ради всех остальных.
При распространении Сахаджа-йоги вы наблюдали высокомерие людей. На наши публичные программы приходит тысяча людей, но после них в Центре остаются только трое. Это типичное явление. Я провела большую часть своего драгоценного времени в этой стране и на всем Западе, но, несмотря на это, высокомерие порой меня поражает. Люди высокомерны друг с другом, даже и со мной они порой высокомерны. Как они разговаривают со мной, как ведут себя по отношению ко мне! Я просто не могу понять, как они могут всюду и всегда быть такими, особенно женщины. Приехав в Бельгию, я поразилась, заметив, что бельгийские домохозяйки даже хуже, чем британские. Это просто жуткие женщины. С ними не знаешь, как общаться. Они повелевают всеми домочадцами. Я не знаю, как они делают это. Они до такой степени эгоориентированы, что я просто изумляюсь. И если едешь в Америку, то замечаешь, какие там мужеподобные женщины. Нет любви, нет ласки, ничего, одно позерство, все разговоры только о материальном. Это сухие плети, скажу я вам. И они хотят получить Реализацию, хотят быть великими.
Сегодня в день невинности я возлагаю большие надежды на женщин этой страны. Здесь мужчины не разговаривают, а в Бельгии ситуация еще хуже: там ни один мужчина не вымолвит и слова. Они не могут говорить, потому что им, беднягам, велено молчать. Они задавлены женщинами. И что будет со страной, где мужчины молчат, а говорят только женщины? Это ужасно. Давайте смело признаем это. По крайней мере, у нас, в Индии, премьер-министром является женщина. А чем являются эти женщины, никчемные, бесполезные, занимающиеся только мытьем домашней утвари и позерством? На какие жертвы они могут пойти? Женщина славится количеством приносимых ею жертв. В этом вызов для всех вас, женщин, чтобы оценить, смиряетесь ли вы. Ваши качества не улучшатся, пока вы не смиритесь. Вы во всем пытаетесь утвердиться. Но для чего?
Невозможно поклоняться Деви, будучи такими высокомерными и доминирующими. Деви - это простая женщина, Она чрезвычайно проста. Ей не понятны ваши намерения и ваши ценности. Ее ценность в Ее невинности. Она твердо знает о Своей Невинности и не позволит никому прикоснуться к ней. Это Ее собственность, Ее богатство, Ее величие. И Она смиренна, потому что никого не боится. Она не агрессивна, однако никто не осмеливается посягнуть на Ее невинность, потому что Она не позволит этого.
Сейчас перелистнута новая страница в Сахаджа-йоге. Я должна предупредить вас об этом. Не позволяйте себе вольностей в Сахаджа-йоге. Не обязываете никого другого, кроме как самого себя. <...> Поклоняйтесь лучше сами себе. Вы должны поклоняться всем Богам, пребывающим внутри вас, очищайте свои центры. Поклоняйтесь прежде всего Богу и Богине смирения, невинности. Если вы не поклоняетесь им, то не можете идти дальше и не будете защищены. <...> Никому не следует вести себя вольно. Старайтесь совершенствоваться. Не выражайте больше недовольств. Если вы не можете жить подобающим образом в ашраме, то лучше уйдите из него. Он не для того, чтобы создавать для вас удобства. Никто не нуждается в вас, поверьте мне. Вы должны нуждаться сами в себе. Если вы являетесь искателями, если вы хотите найти свои корни, то для вас все доступно. Но для этого вы должны быть смиренными, должны спускаться к корням со смирением, а не с высокомерием.
Необходимо понять, почему мы не продвигаемся в своем росте. Высокомерие, по сути, свойственно людям, у которых нет веры в себя. Вера в себя утрачивается у тех, у кого не проявляется внутренняя сущность, и тогда появляются различные проблемы, и тогда вы выражаете недовольство. На самом же деле проблема в вас самих. Это Бог должен выражать недовольство, задумайтесь над этим. Это Он создал Вселенную, создал всех вас с любовью и вниманием, Он дал вам все, что есть под этим Солнцем, Он дал вам Реализацию, дал вам свет и все возможное. А вы жалуетесь на Него! Этого не следует делать. Выражайте недовольство собой: "Со мной не все в порядке, я должен привести себя в норму".
Смотрите на себя честно. Например, когда дети смотрят в зеркало, то говорят: "Это кто-то другой". А мы не сомневаемся, что это мы. Они всегда отождествляют себя не с отражением в зеркале, а со своим действительным образом. Они не создают искусственных образов, не сживаются с образами, которые делают их эгоориентированными. Они живут в реальности, в такой, какая она есть. Так они устроены. Если, например, фотографирование производится при свете, имеющем иной цвет, чем снимаемый объект, то и на фотографии объект может выйти другого цвета. Если на мне, скажем, красное сари, а вы фотографируете при голубом свете, то на фотографии сари может стать зеленым. Человеческие же глаза всегда видят настоящий цвет, они не могут увидеть нечто нереальное, но фотоаппарат может. Фотоаппарат может приставить человеку другую голову или сделать другие фокусы, но этого не делают человеческие глаза. Вы видите лишь то, что реально существует, если вы, конечно, не пьяны. В нормальном состоянии вы видите реально существующее. Если же вы эгоориентированы, то никогда не увидите реально существующее, никогда не увидите себя таким, какой вы есть. В таком случае вы увидите себя надменным, а если захотите, можете увидеть себя царем Божественных небес, но все это - лишь воображение. Приложив таким образом свое воображение, вы можете увидеть себя кем угодно, но это будет ложью, нереальностью.
Вы являетесь выражением своей внутренней сущности, а потому должны видеть себя как свою внутреннюю сущность, как свой Дух. А Дух - это вселенская сущность, это невинность, это Деви внутри вас. Уважайте в себе то, что есть Деви. Она есть в вас, если бы Ее не было, я бы не смогла дать вам Реализацию. Несмотря на все нападки, Деви все еще пребывала в вас, будьте в этом уверены.
Многие с гордостью говорят: "Я ничего не чувствую, Мать. Нет ничего подобного". В таком случае вы должны испытывать стыд или, по меньшей мере, чувствовать, что вы чего-то лишены, что с вами что-то неладно и вам следует привести себя в норму. Должны быть, по крайней мере, такие мысли: "Я должен привести себя в порядок, со мной что-то неладное". Однако вы, напротив, с гордостью заявляете: "Я ничего не почувствовал!"
Теперь о мудрости. Мудрость - это качество, являющееся частью невинности. Совершенная мудрость встречается у деревенских жителей или у очень простых людей. Они ничего не планируют. Попробуйте одурачить их, и вы, в конце концов, поразившись, будете вынуждены признать: "Какой же я сам глупый!" Попробуйте обмануть этих "неотесанных" сельских людей, несомненно, очень простых, живущих с Матерью-землей. Если так называемый высокообразованный интеллектуал, магистр гуманитарных наук, доктор философии попытается одурачить такого "неотесанного" простого человека, то через полчаса обнаружит, что сам - величайший из рожденных глупцов.
В Индии есть очень распространенная поговорка, которая на санскрите звучит так: "Видья винайе на шобхате", что в переводе: "Знания украшаются только скромностью, смирением". Образованный человек должен быть скромным. Если он нескромен, то он никоим образом не является образованным. Я не знаю, рассказывала ли я вам о слепом святом, к которому во время его медитации пришел царь. И царь спросил его, не приходил ли к нему ранее еще кто-то. А тот ответил: "Да, царь. Садитесь. Сначала пришел ваш слуга, затем министр, за ним премьер-министр, а теперь пришли вы". Тогда царь спросил его: "Но ты же слеп. Как ты узнал об этом? Ты узнал об этом благодаря медитации?" Святой ответил: "Нет, благодаря здравому смыслу. Первым пришел слуга и стал ругать меня: "Что ты тут рассиживаешься, притворщик, тратя попусту время?" Он оскорбил меня несколько раз, сквернословил и спросил, не видел ли я кого-нибудь здесь. Я ответил, что не видел. Затем пришел министр. Он не оскорблял меня, а просто задал мне вопрос. После пришел премьер-министр, который меня поблагодарил и назвал почтительно господином. Он, должно быть, из Англии. А потом пришел царь, то есть вы. Вы были чрезвычайно скромны, прикоснувшись к моим стопам, а потом сели на Мать-землю и подождали, пока я спрошу вас, что вам угодно. И очень деликатно из-за моей слепоты вы спросили, не слышал ли я, чтобы кто-то ко мне приходил. А прежде этого вы произнесли сто восемь имен Гуру. На основании всего этого я сделал вывод, что вы являетесь образованным, воспитанным, смиренным человеком и, следовательно, должны быть царем".
В прежние времена у нас, по крайней мере, не было премьер-министров, которые, как это происходит сейчас, являлись бы показными артистами. Тогда публика была настолько невинной, что не восприняла бы этой глупости. В этом и отличие прежних времен от настоящих. Мораль этой истории в том, что чем больше мы познаем "видья", то есть познаем методы Сахаджа-йоги, тем все скромнее мы должны становиться. В этом наш знак отличия, наше свидетельство. Так мы получаем доступ к каждому человеку, что приблизит нас к другим искателям. Поиск путей и методов становления скромным и сама скромность являются ключом к "Нирмала-видья". Обладая скромностью и смирением, вы никогда не скажете: "Это только моя ванная, мои фрукты, моя еда, мой стол, мой стакан". Невинность дает способность находить радость во всем. <...>
Давайте совершим поклонение Деви внутри себя. Давайте поднимемся до этой вершины, чтобы установить сверкающий бриллиант своей невинности в оправе своего смирения. Не следует негодовать на сахаджа-йогов и на меня. На других можно гневаться только при крайней необходимости. Если же вы будете воевать друг с другом и при этом рассказывать людям о Сахаджа-йоге, то никто не поверит вам.
Сегодня тот день, когда Деви, Гаури, села в поклонении Шиве. Она сделала лингам Шивы и стала класть на него синдур, молясь: "Позаботься об этом знаке моего единения с Тобой. Я предоставляю эту заботу Тебе. Позаботься и обо мне. Я предаю себя Тебе". Вот так Гаури, ваша Кундалини, склоняется перед Духом: "Позаботься об этом единении. Подними меня. Я забыла все, что было прежде, я отбросила все. У меня нет иного желания, кроме того, чтобы Ты поднимал меня выше и выше. Сделай меня Собой. Все остальное не имеет для Меня значения. Со всеми иными проявлениями и желаниями покончено. Теперь Я полностью предана Тебе, о Дух. Подними Меня выше и выше, удаляя из Меня все, что не является Духом. Сделай меня совершенным и полным Духом".
Забудьте все, что было прежде. Это восхождение будет очень быстрым, если вы в данный момент откажетесь от всего того, что не является Духом. И тогда будете расти ежеминутно и в дальнейшем. Все, что идет вразрез с Духом, должно быть отброшено. Это и есть чистое желание, это и есть Кундалини, Деви. Это значит быть абсолютно единым с Духом, а все остальное не имеет значения, не имеет ценности. Это восхождение. Какой бы собственностью вы ни владели, на ком бы вы ни были женаты, где бы вы ни работали, в каком бы положении ни находились, в какой бы стране ни жили, вы являетесь Духом. И если вы поднялись ввысь, то будете пребывать в прекрасном Царстве Божьем, где отпадает все безобразное подобно тому, как с раскрывшегося лотоса спадает вся грязь. Пусть же и мои дети станут благоухающим и прекрасным подношением Садашиве! Благослови вас Бог!
»» следующая лекция »» |
1981
• Для развития в себе живого следует считать благословения и наслаждаться Богом
1982
• Установление принципа Авадхуты, то есть мастера непривязанности
• Абхьяса - это тренировка контроля своего внутреннего состояния
• Стремитесь к корням с невинностью и смирением, а не с высокомерием и недовольством
1983
• Любовь и Махат Ахамкара
• Причины возникновения проблем на сердечном центре
• Развитие принципа (таттвы) невинности
1984
• В общении вы не должны допускать крика, грубостей и оскорбле-ний
• Четыре обещания Шри Ганеше
• Как работает энергия Экадеши Рудры
• Научитесь уважать дисциплину и дисциплинируйте самих себя
1985
• Мы должны быть очень бдительны в отношении своей Муладхары
• Стать целомудренным значит достичь своей
зрелости
• Энергия желания любить создает энергию учиться Истине, что приводит к энергии эволюции