Вопрос: В традиционных книгах описано, что каждая чакра связана с волшебными способностями. Что Вы скажете об этом? В этом смысле все такие люди являются волшебниками?
Ответ: Да, это широко известно, что для каждой чакры существуют свои качества. Например, первая чакра - это чакра наших выделительных функций. И у нее есть определенные качества, она дает святость, благоприятность, мудрость. Вторая чакра дает эстетику. Когда вторая чакра, я бы так сказала, открывается или пробуждается благодаря Кундалини, тогда люди становятся эстетичными. У нас есть много таких - они внезапно становятся учеными. <...> Так что каждая чакра, безусловно, может дать благо.
Вопрос: Вот эта сердечная чакра дает возможность понять язык животных?
Ответ: Нет, не язык животных. Это неверно. Эту сердечную чакру охраняет Джагадамба, Мать Вселенной. Эта чакра создает антитела, или то, что мы называем Ганами, которые могут бороться с болезнями. Возьмем, например, СПИД, который вызван дефицитом снабжения этой и первой чакр. Если очистить эти две чакры, то можно вылечить СПИД. <...>
Но с животными вам не нужно разговаривать, они понимают вас через ваши вибрации. Существуют такие вибрации, благодаря которым животные знают, что вы - реализованная душа. Змея будет это знать, лошадь, собака будет знать, но не только они. <...> И если они не опасны и не напуганы, то будут приближаться к вам и будут очень нежны с вами. Я бы не сказала, что вы будете понимать их язык или что-то подобное, но вы будете понимать сердцем. (Шри Матаджи смеется) Это любовь, потому что сердечный центр - это центр Матери. Это очень важный центр.
Интервью на радио "ORF", Вена, Австрия, 9 июня 1988 года
Вопрос: Не могли бы Вы побольше рассказать о Хамса-чакре?
Ответ: Хамса-чакра находится между бровями, где пересекаются нервы, идущие из каналов Ида и Пингала. Она является частью Вишудха-чакры, связывая Вишудху с Аджной. Как вы, должно быть, читали в Деви Махатмьям, Шри Кришна является Отцом Христа. Связь между Ними поддерживается именно здесь.
Хамса-чакра очень важна, потому что если она не в порядке, то ваше качество благоразумия будет очень плохим. Эта чакра склонна к быстрому пересыханию, например, если вы едите очень сухую пищу, понимаете. Вы должны есть пищу с каким-нибудь соусом или с какой-нибудь жидкостью, иначе чакра становится очень сухой. И это очень важно. Если она становится сухой, то следует закапать туда через нос немного масла гхи, чтобы привести ее в норму.
Отсюда начинается пересыхание бронхов и слизистой. Если бронхи пересыхают, то тогда все тело может высыхать, либо какая-то часть тела. Если высыхает легкое, то это может привести к раку легкого. Впрочем, даже бронхи могут привести к раку. Так что следует быть осторожным и не употреблять постоянно слишком сухую пищу.
Более того, необходимо капать туда что-нибудь масляное. Там должно быть что-то вроде смазки, чтобы у вас с этой чакрой не было проблем. Иначе, в первую очередь, вы будете терять благоразумие, не будете понимать и знать, что делать. Вы, например, можете подразумевать что-то хорошее, но не делать этого, а когда чего-то достигнете, то это получается не таким уж хорошим. Причина этого в плохом благоразумии, поэтому нельзя это место содержать сухим.
Я много раз рекомендовала ежедневно капать туда немного гхи. Сделайте маленькую бутылочку для гхи и носите ее с собой с маленькой пипеткой. Вы можете ежедневно помещать бутылочку в горячую воду, разогревая ее, а затем капать по две капли в нос ночью и утром. Это не занимает много времени, но это нужно делать, потому что это для вашего блага.
Беседа с йогами, Сидней, Австралия, 6 мая 1987 года
Вопрос: Как работает Хамса-чакра, развивая наше благоразумие? Как она связана с Вишудха-чакрой, и что можно сделать для улучшения ее работы?
Ответ: Хамса-чакра, как вы знаете, находится между Вишудхой и Аджной. Из Вишудхи выходит много нервов, которые проходят через Хамсу, но не все они достигают мозга. Можно так сказать, что в этой чакре заканчиваются все рефлекторные реакции. Предположим, если вы чувствуете какой-то неприятный запах, то автоматически закрываете свой нос, или если что-то не слышите, то прикладываете к своему уху руку, или если видите что-то грязное или раздражающее, то автоматически закрываете свои глаза. Все такие реакции встроены в вас, они являются рефлекторными. <...> У людей, говоря в общем, примерно одинаковые рефлекторные реакции. <...> В этих рефлекторных действиях людям нет необходимости пользоваться благоразумием. Оно начинает использоваться в месте чуть ниже Аджна-чакры, где соединяются два канала, то есть когда человек начинает постигать что-то на своем опыте.
На первом уровне развиваются автоматические рефлекторные действия, а на следующем уже проявляется самостоятельность. Это подобно ситуации, когда родитель, скажем, говорит ребенку: "Это горячее, поэтому не прикасайся", а он не слушается. Так человек приобретает собственный опыт. Он производит действия, создавая для себя условности, то есть ваши внутренние рефлексы преобразуются с условности, например, такие, как расизм или касты. Тогда человек реагирует в соответствии с условностями, которые могли быть приобретены после рождения, то есть научены с детства, а могли и прийти из прошлой жизни. Например, в прошлой жизни вы жили в Африке, а сегодня родились белокожим, поэтому начинаете давать клички африканцам.
Все эти условности встраиваются в вашу Хамсу-чакру. Они возникают в результате опыта умственной работы, опыта общения с обществом, благодаря преобретенным знаниям, полученному образованию. Могут возникнуть ситуации, когда Хамса-чакра реагируют на что бессмысленное, например, вы можете ненавидеть кого-то из-за того, что он носит синие джинсы или зеленую рубашку, потому что это уже было встроено в ваш разум. Иногда даже влюбчивость возникает из-за подобных условностей. Предположим, вы встретили кого-то с голубыми глазами, и он был добр с вами, поэтому он вас очаровывает. Все это происходит потому, что у вас нет чистого представления о красоте, нет чистого представления о счастье, нет чистого представления об эстетике. Вы основываетесь лишь на условностях. Для одних людей красиво что-то одно, для других же это не является красивым.
Итак, в Хамсе происходит ответвление обоих нади, то есть здесь начинаются отдельные ветки для каждого канала, по которым не проходит Кундалини. Другими словами, эти ответвления у обоих каналов не лежат на пути прохождения Кундалини. И это очень важно. Когда Кундалини поднимается, то Она проходит через Вишудху сразу в Аджну, минуя эти ветки. Тогда как же улучшить состояние Хамсы? Исходя из того, что я сказала, если Хамса находится в болезненном состоянии, если она слишком отягощена условностями, то Кундалини не сможет работать над ней, потому что Ее путь вне этой чакры. Кундалини не будет ее исцелять, поэтому для Хамсы мы используем физические методы очищения. Например, я рекомендовала вам использовать для носа масло гхи.
Фактически, большую часть своего времени вы проводите так, что в результате ваша Хамса высыхает. И если Кундалини будет проходить рядом, то у Хамсы могут возникнуть еще большие проблемы, так как Кундалини может усугубить проблему такой сухости. Такое возможно. Она держится в стороне, но оказывает такой эффект подобно тому, как, например, наружный свет может проникать внутрь. Так ваша Кундалини ненапрямую будет воздействовать на Хамсу. Скажем, когда ваша Кундалини пробуждается, вы самостоятельно начинаете осознавать, что какой бы человек ни был, с каким бы он ни был, например, цветом кожи лица, он все равно является человеком, и тогда ваша Хамса очищается. Затем вы смотрите на самого себя: "О, я очень эгоистичен", начинаете видеть себя через вашу Аджну, начинаете видеть свои большие условности, которые постепенно исправляете.
Хамса-чакру нельзя привести в порядок только лишь благодаря своей Реализации, хотя, конечно, успех в этом деле в какой-то мере зависит и от пробуждения вашей Кундалини. Некоторые считают, что благоразумие развивается само по себе при подъеме Кундалини, но это не так. Нужно стараться преднамеренно развивать это благоразумие в себе. <...>
Предположим, у человека блокируется правый сердечный центр, и вы способны это чувствовать. Если вы спросите его, страдает ли он от астмы, то он с удивлением согласится. Он спросит вас, откуда вы знаете, и вы скажете, что выяснили это на своем пальце, который ощущал жжение. Эту информацию приносит вам ваша Кундалини, но тогда сразу же вы можете получить астму. Понимаете? Условность может появиться у вас только в процессе вашего восприятия. Но суть в том, что ваше коллективное осознание обладает фильтрующими свойствами по восприятию условностей. В противном же случае, если вы пройдете мимо человека со СПИДом и ваше коллективное осознание даст вам информацию, что у него СПИД, и если вы впитаете это в себя как условность, то вы также получите эту болезнь. Но вы отделяетесь от этой условности. <...> Если кто-то болен, вы не заболеваете, потому что отфильтровываете эту условность.
На Хамса-чакру также могут воздействовать баддхи (лярвы). Если какая-то баддха проходит через ваш нос, то вы можете получить ее. Это подобно получению болезни из-за проникновения вируса, но здесь необходимо понимать разницу между ними. Внешняя вирусная инфекция может дать болезнь на физическом уровне, но она не сделает вас подобным по качествам тому человеку, который привнес вам эту инфекцию, потому что существует фильтр по условностям. Но возьмем другой пример. Предположим, вы тесно общаетесь с гневным человеком, и тогда ваша Свадхистана может перенять его гнев, то есть тогда вы также можете стать гневным. Общаясь с таким человеком, вы сами можете стать раздражительным, потому что переняли эту условность. Но что касается Хамса-чакры, то с кем бы вы ни имели контакт, на нее не будет оказываться подобное воздействие благодаря этому фильтру.
Итак, чтобы выработать благоразумие, вы должны учиться анализировать и понимать. Благоразумие не приходит автоматически. У детей, рожденных реализованными, Хамса-чакра столь развита, что они уже знают, что является хорошим, а что - плохим. Их Хамса настолько натренирована, что им уже не требуется прикладывать усилия для понимания. Но остальные должны на собственном опыте познавать свою Хамсу.
В Индии новорожденному ребенку делают хороший массаж с растительным маслом, масло ему наносят на голову, на тело, закапывают ему в нос, маслом массируют уши и нос. Все это является самым лучшим способом улучшить Хамсу.
Итак, необходимо понимать, что на физическом уровне вы должны помогать своей Хамсе при помощи масла гхи и других подобных физических методов, а на ментальном уровне вы должны развиваться при помощи получения опыта того, что делать, как делать, как отрабатывать и устанавливать. Вот так Хамса-чакра развивается и делает вас благоразумными.
Кроме того, росту вашей Хамса-чакры также способствуют традиции, поэтому они важны. Но вы все время должны отвергать то, что в них является неправильным, и сохранять то, что в них является хорошим. А затем измененные таким образом традиции следует передавать своим детям, внукам и правнукам, потому что, как правило, благоразумие лучше развивается у человека с традиционным воспитанием. <...> Также для благоразумия очень важна еще одна простая деталь - ваша Муладхара должна быть совершенно чистой.
Итак, Хамса дает вам традиционные привычки, которые встраиваются в вас и улучшаются путем проб и ошибок, способствуя вашему развитию. Сахаджа-йогам гораздо проще впитывать и улучшать привычки, потому что, если они обнаружат что-то плохое, то сразу же отвергают это. Для того, чтобы отвергнуть что-то, просто необходимо иметь очень точное представление о пагубности и иметь решимость, и тогда все получится. Но часто бывает, что людей предупреждаешь по десять раз, и они все равно делают что-то по-старому, и это означает, что их Хамса не хочет принимать это новое.
И вы должны питать Хамса-чакру, вы должны заботиться о ней. Как я раньше говорила, благоприятно использовать для нее и каджал, кроме использования масла в нос и в уши. Все эти средства хороши. Важно также то, как вы общаетесь с другим человеком. Говорить необходимо с благоразумием, так, чтобы сказанное вами не теряло свою силу воздействия на собеседника. А если вы говорите что-то очень жесткое, тогда вы должны уметь нейтрализовывать эту жесткость, чтобы собеседник принял сказанное вами.
И благоразумие также эффективно проявлять, применяя традиции, но если вы замечаете, что та или иная коллективная традиция некорректна, тогда не стоит ее использовать. Благословение традиций велико, но более великим является благословение вашего Духа, потому что благодаря такому благословению вы можете понять пагубность какой-нибудь традиции, воспользовавшись своими вибрациями. И при этом вам нужно быть честными, чтобы отвергнуть традицию. Если вы хотите восходить, если вы хотите улучшить свои вибрации, тогда должны быть готовы делать все, что для этого нужно.
Беседа с йогами, Нью-Йорк, США, 8 августа 1987 года
»» следующие вопросы »» |
Вопросы о Шри Матаджи
• Кем Вы были в детстве, какие люди повлияли на Вас, что привело Вас на настоящий уровень?
• Что заставляет Вас делать то, что Вы делаете?
• Продолжали ли Вы развивать свои идеи, когда общались с Махатма Ганди, и повлиял ли он на Вас и Ваш метод?
• Действительно ли Ваша фотография дает вибрации?
Вопросы о Кундалини
• Кундалини - это Атман? Кундалини - это Дух или энергия? Почему существуют истории об опасности пробуждения Кундалини?
• Что такое Кундалини? Какие пути и средства существуют для поднятия Кундалини? Не опасно ли поднимать ее?
Вопросы о Самореализации
• Что такое самореализация, и что Вы понимаете под выражением "реализованная душа"?
• Есть ли различие между пробуждением и Самореализацией? Нужно ли желать получить реализацию, или она достигается сама собой?
• Чем так важна самореализация? Можно ли пробудить Кундалини без направляющего руководителя?
Вопросы о саморазвитии
• Что Вы даете людям? Объясните, что такое просветление? Можем ли мы обратиться к Богу, когда получаем с Ним связь?
• Как постичь Атма-джняну? С какой целью Бог поместил нас сюда?
• Почему люди постоянно боятся что-то потерять, например, свое эго, своих родственников, боятся утратить свою идентичность, которую взращивали внутри себя?
• Нужно ли от чего-то отказываться, чтобы достичь реализации? Можно ли получить Самореализацию только благодаря своим собственным усилиям?
Вопросы о Сахаджа-йоге
• Что такое Сахаджа-йога?
• Объясните, что Вы называете йогой
• Сахаджа-йога - это религия? Что она дает?
• Необходимо ли отказаться от своей религии, если становишься сахаджа-йогом?
Сахаджа-йога и другие йоги
• Является ли Сахаджа-йога интегральной наукой, объединяющей в себе Хатха-йогу, Раджа-йогу и другие йоги?
• Расскажите о Бхакти в Сахаджа-йоге
Вопросы о практике
• Что нам следует делать в медитации? Как достичь медитации?
• Как достичь хорошего внимания?
• Как мы осознаем дисбаланс или блокировки в чакрах и можем ли исправить их?
• Что Вы скажете о том, что каждая чакра связана с волшебными способностями?
• Что Вы скажете о вегетарианстве? Не могли бы Вы дать нам советы относительно еды?
• Что это за техника трех свечей? Как долго нужно делать бандан?
• Что нужно делать после получения реализации? О чем необходимо знать во время занятий Сахаджа-йогой?
• Что Вы скажете об индивидуальной практике?
• Как избавиться от страха? Как можно растворить страх?
Разные вопросы
• Когда мы покидаем тело, куда переходит наш Дух?
• Как соотносятся понятия любовь и желание?
• Является ли гнев просто склонностью к реакции?
• Если чакра заблокирована, то очищая ее, не пропускаете ли Вы мимо внимания кармический цикл?
• Какой Вы видите женщину в будущем этого мира?
• Могли бы Вы немного рассказать о необходимых принципах в школьном образовании?
• Цель души быть обособленной или коллективной?
• Что ожидает нас в будущем? Что несет нам Кали Юга?
• Какие болезни Вы излечиваете, при каких заболеваниях это помогает?
• Как преодолеть каждодневные невзгоды? Как заработать деньги на питание?
• Обращаетесь ли Вы к бедным и обездоленным людям, испытывающим большую нужду?
О религиях и учениях
• Почему церкви не рассказали нам о самореализации?
• Как Вы относитесь к Иисусу Христу?
• Кто такие ложные гуру? Как вы отличаете ложного гуру от истинного?
• Мир полон шарлатанов, обещающих золотой век. Как определить, что нас вводят в заблуждение?